Логические выражения, условные операторы и цикл
Нечто про моржа
TODO перенести в предыдущую лекцию
Операция (а не выделенный оператор) связывания: «:=», см pep-0572
- основное применение (здравствуй, Си!):
- Но не только!
Долги за прошлый раз: кеш, треш и изоляция
Связывание и refcount:
- Как кешируются объекты? (а нужно ли это знать)
- но
- проблема изолированных пространств имён
1 >>> a = [1, 2, "QQ"]; b = [a, 4]; a[1] = b 2 >>> a 3 [1, [[...], 4], 'QQ'] 4 >>> b 5 [[1, [...], 'QQ'], 4] 6 >>> a[1] is b 7 True 8 >>> b[0] is a 9 True 10 >>> c = a, b 11 >>> sys.getrefcount(a) 12 4 13 >>> sys.getrefcount(c[0]) 14 4 15 >>> del a, b 16 >>> sys.getrefcount(c[0]) 17 3 18 >>> sys.getrefcount(c[1]) 19 3 20 >>> del c
Нечто про gc
Как посмотреть все ссылки на объект: gc.get_referrers()
Алгебра логики
Операции сравнения, тип bool, True и False
Алгебра логики над bool
or
and
A
B
A or B
A
B
A and B
False
False
False
False
False
False
False
True
True
False
True
False
True
False
True
True
False
False
True
True
True
True
True
True
Python3: and, or, not; низкий приоритет
- Пустые и непустые объекты Python3
- Алгебра логики над произвольными объектами Python3
- OR: если A истинно, результат истинен, вычислять B не надо
- ⇒ Python: если A истинно, результат равен A, иначе B
- AND: если A ложно, результат ложен, вычислять B не надо
- ⇒ Python: если A ложно, результат равен A, иначе B
⇒ частичное вычисление выражений A и B (например, 3+3 or 100/0)
or
and
A
B
A or B
A
B
A and B
Пусто
Пусто
B
Пусто
Пусто
A
Пусто
Непусто
B
Пусто
Непусто
A
Непусто
Пусто
A
Непусто
Пусто
B
Непусто
Непусто
A
Непусто
Непусто
B
- OR: если A истинно, результат истинен, вычислять B не надо
Сравнения
Простые: == , <, !=, >= и т. п.
is , in
- Многоместные
- Таким образом,
wait шhат?
Условные действия
Конструкция a and b or c как замена тернарной операции a ? b : c в Си
Не работает, как ожидается, если b пусто
Условная операция выражение-True if выражение-условие else выражение-false
- Блоки
- Условный оператор:
оператор … if выражение: оператор оператор оператор … оператор
- Выражение: непустое (True) или пустое (False)
Отступы в блоке одинаковые (иначе ошибка)
- Условный оператор:
- Условный оператор (общий вид):
Если бы не было elif:
Оператор match
TODO он ещё не вошёл в состав Python ☺
См. pep-0634, pep-0635 и pep-0636
Цикл while
- Каноническая схема цикла:
- например
break, continue
Клауза else — не выполняется, если выход из цикла был по break:
Коротко про ввод и вывод в Д/З
ptint()
input()
int(input())/float(input())
eval(input()), что такое eval() и как работает
Д/З
Более подробные формулировки задач и интерфейс для их сдачи доступны по ссылкам. В формулировках имеются советы и подсказки-спойлеры (доступны, если нажать «показать комментарии»). Пользоваться составными типами данных Python (кроме преобразования ввода и множественного связывания) в этих задачах нельзя.
Прочитать и прощёлкать учебник (до функций)
EJudge: DotsInCircle 'Точки в круге'
В первой строке ввести координаты центра круга и его радиус (числа x, y, r через запятую). Во второй и последующих строках ввести пары чисел — координаты точек. Ввод заканчивается парой 0,0 (она не входит в проверку!). Вывести YES, если все точки принадлежат кругу и NO, если не все.
1,1,2 1,2 1,3 2,2 0,0
YES
EJudge: IntPalindrome 'Число-палиндром'
Ввести целое положительное число и проверить, является ли оно палиндромом, т. е. совпадает ли первая цифра с последней, вторая — с предпоследней и т. д. Представлять число в виде последовательности (строки, списка и т. п.) нельзя. Вывести YES или NO соответственно. Лидирующие нули не учитывать (числа, заканчивающиеся на 0 — автоматически не палиндромы).
1234321
YES
EJudge: AnyPower 'Какая-нибудь степень'
Ввести небольшое натуральное число 2⩽N⩽1000000 и проверить, является ли оно степенью натурального числа (>1). Вывести YES или NO соответственно.
1024
YES
( если перейти по ссылке «Вращающееся число», вы увидите некоторые подсказки)
EJudge: SwapFive 'Вращающееся число'
(Жак Арсак. Программирование игр и головоломок.) Для заданной цифры k найти такое минимальное целое неотрицательное число, оканчивающееся на k, что, умножая его на k, мы получим новое число, полученное из предыдущего вычеркиванием цифры k на конце и приписыванием ее в начале. Строки/кортежи и иные последовательности не использовать.
4
102564